Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Эссе «Учитель и ученик растут вместе»

Подходит к концу учебный год и скоро мои «орлята», выпускники  четвертого класса, вылетят из гнезда начальной школы. Конечно, это не первый мой выпуск, ведь я без малого четверть века  работаю учителем, но каждый раз расставаясь с ребятами, как будто частичку сердца теряешь.

Задаю им вопрос, предвкушая их удивление.

-А как вы думаете, ребята, я расту вместе с вами? И сразу слышу незамедлительный ответ.

-Конечно, да! Тут уже впору мне удивляться.

-А как вы это можете  объяснить? И пошел оживленный разговор с различными высказываниями мнений, начиная от физиологического и заканчивая психологическим ростом. Смотрю, улыбаюсь, приятно видеть их оживленные лица и понимать, что мы научились рассуждать и не бояться высказывать свою точку зрения. Значит, я могу смело отправлять их в путь по новым дорогам школьной жизни.

Быть учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

Я часто задаюсь вопросом, каким быть педагогом, как учить, чем заинтересовать, как прийти к лучшим результатам. Наверное, ответа на эти вопросы не существует. Ведь преподавание не просто ремесло, а настоящее искусство – в этом самая суть педагогического мастерства. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс педагога.

 И на сегодняшний день я чувствую, что учить – это не просто профессия, это образ жизни. Мои воспитанники смотрят на меня, неосознанно копируют мои действия, выражения, мое поведение, и это огромная ответственность.  Ради них я должна быть еще лучше, еще умнее, должна стремиться к самым высоким вершинам, ведь тогда и они будут такими же сегодня, а завтра станут еще лучше.

Как сказал Э. Хаббард « Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». И для этого просто необходимо  наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогический задач, самостоятельность суждений и выводов.                                                          

Времена меняются, меняются и дети, и учителю нужно для себя определить смысл своей работы. В наше время педагог уже не стоит над своими учениками. Нет, мы стоим рядом с ними, а это значит, что в любой момент готовы поддержать и понять.

Настоящий учитель поддерживает творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ученику. Главное в уроке, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом.

Есть у учителя одна замечательная возможность: наблюдать за своими воспитанниками на протяжении многих лет, быть свидетелем становления характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб, проходит перед нами за время работы в школе. И тогда, начинаешь, словно, прокручивать назад киноленту, на которой шаг за шагом запечатлелись лучшие моменты этих лет. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает.

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Я учитель начальных классов, но преподаю также музыку и химию в среднем звене, поэтому у меня есть прекрасная возможность помогать своим ребятам идти по школьному пути до самого выпуска. Вместе с тем я заряжаюсь поддержкой и задором моих учеников, делюсь с ними эмоциями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня. «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» сказал Конфуций. Я стараюсь придерживаться этой мудрости. Мы с учениками стараемся действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, и оставаться интересными друг другу как личности в процессе нашего «роста».

Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

Видя результаты своего труда, на ум приходит одна народная мудрость «Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам». Кто-то из моих учеников стал  инженером, технологом, кто-то  хорошим отцом или матерью, а кто-то  просто добрым человеком. И очень приятно, что среди них есть и учителя. Две мои воспитанницы работают в нашей школе.

Каждый учитель должен совершенствовать свое педагогическое мастерство, которое представляет высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитании и развития человека.

С каждым новым днем, с каждым новым уроком я понимаю, что не представляю себя без школы, без детей. Еще несколько столетий назад Иммануил Кант утверждал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Я люблю свою работу, которая сродни птице феникс - символу вечного обновления и бессмертия. Я наслаждаюсь ею, заряжаюсь поддержкой и задором моих учеников, делюсь с ними эмоциями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня.

И я буду надеяться, что через четыре года  мои новые воспитанники на вопрос, расту ли я вместе с ними, ответят:

-Конечно же, да!

Контакты

346745, Ростовская область, Азовский район, с. Высочино, улица Привокзальная, 14 А


8(86342) 9-15-45


mou-visochino@mail.ru